ГБО (Газобаллонное оборудование) является очень популярной и распространённой в Тюмени топливной системой. С её помощью можно заставить автомобиль ездить не на привычном бензине, а на вдвое более доступном газе без потерь не только в характеристиках авто, но и в ресурсе мотора и даже в безопасности. Как же устроено самое совершенное в 2023 году ГБО шестого поколения и чем же он так хорош?
ГБО шестого поколения
Переводить бензиновый автомобиль на газ специалисты научились давно. Первые системы ГБО были бесхитростными. В машину устанавливался резервуар для топлива (баллон) с клапаном подачи и газовый редуктор. Всё это соединялось газовыми магистралями с форсунками, врезанными во впускной коллектор. С годами система обросла множеством электромагнитных клапанов и датчиков, позволяющих максимально обезопасить и тонко настроить систему. Регулировку подачи газа поручили специальным «мозгам». Работало ГБО по простому принципу: жидкий газ под естественным давлением поступал из баллона в газовый редуктор, где подогревался горячей охлаждающей жидкостью, испарялся и впрыскивался через газовые форсунки в каналы впускного коллектора.
При этом нужно взять во внимание, что конструкция моторов за последние годы сильно усложнилась. Львиную долю моторов на рынке стали составлять малообъёмные двигатели с системой непосредственного впрыска и топливным насосом высокого давления. Использовать старые системы ГБО на них стало слишком затруднительно.
Учитывая это, пришлось дорабатывать системы ГБО, и уже в пятом поколения газовый редуктор исчез. Для обеспечения должного давления в баллон вмонтировали насос, напоминающий тот, что стоит в бензиновом баке. Это позволило поднять давление в газовой магистрали до 15–16 атмосфер. Запуск мотора стал возможен непосредственно на газе. Однако этого успеха производителям газобаллонного оборудования показалось мало. Они решили полностью избавиться и от отдельных газовых форсунок.
На ГБО шестого поколения впрыск газа и бензина осуществляется через стандартные бензиновые форсунки. Это позволяет минимизировать количество компонентов и повысить надёжность системы. Единственное, что подвергается модернизации, – это бензиновая магистраль, в которую врезают специальный согласующий модуль. Размеры системы сопоставимы с размерами небольшого аккумулятора. Отдельный блок управления таким ГБО тоже не нужен. Регулировкой высоты поднятия клапана, углом опережения зажигания, и другими параметрами заведуют штатные «мозги» автомобиля.
При переходе автомобиля на альтернативное топливо газ из баллона нагнетается насосом в блок согласования в жидком виде. Там же блокируется подача бензина. Газ начинает идти к форсункам по бензиновому каналу. В момент пропуска газа через бензиновый насос происходит корректировка давления топлива. Форсунки впрыскивают газ ровно так же, как и бензин, смазываясь и охлаждаясь жидким топливом. В системе предусмотрен обратный клапан, позволяющий невостребованному топливу возвращаться в баллон. Такая система не просто позволяет подвести автомобили под жёсткие нормы Euro 5 и Euro 6, но и избавляет от ряда компонентов, в том числе от фильтрующего элемента (сгорание всех примесей происходит внутри двигателя). Таким образом ГБО шестого поколения позволило сравнять экономичность и мощность работы мотора на бензине и газе, а также обеспечить высокую надёжность устройства.